19.09.22
Наше архитектурное наследие
Поделиться

Наше архитектурное наследие: «Дом жилой» на ул. Тамбовской, 21 в Пензе

19.09.22
Поделиться
Заброшенный особняк из красного кирпича на улице Тамбовской, со всех сторон окруженный многоэтажками, – пожалуй, один из наиболее загадочных объектов культурного наследия, расположенных в историческом центре Пензы. Жизнь в этом таинственном доме с увитым хмелем крыльцом и наглухо заколоченными окнами замерла уже больше десяти лет назад, и еще зимой этого года дальнейшая судьба здания была под большим вопросом. Но буквально за полгода все изменилось. Как – расскажем в очередном выпуске проекта «Наше архитектурное наследие».

От усадьбы до больницы: история дома 

История усадьбы на Тамбовской берет начало в 1864 году: тогда, согласно «Окладной книге налога, следующего в государственный доход с недвижимых имуществ обывателей 1-й части г. Пензы», она представляла собой «деревянный флигель на каменном фундаменте с надворными прислугами» и принадлежала коллежскому советнику Дьяконову. Ее расположение описывали так: «1-й Архангельской части города через Верхне-Покровскую улицу по тому же порядку Вшивой горки, идя к Тамбовской заставе».


Фото ул. Тамбовской начала XX века

Но уже спустя десять лет усадьба имела другого собственника, судя по «Ведомости по оценке недвижимого имущества жителей 1-й части г. Пензы» от 1874 года. В этот период она вместе с постройками принадлежала жене титулярного советника Марье Соколовой и стоила 400 рублей. Последующие хозяева – коллежский регистратор Николай Ефимович Соколов, подполковник Николай Михайлович Веледницкий.

Дом из красного кирпича, который сохранился до наших дней, возвели в 1910 году. В это время в усадьбе располагался интернат первой женской гимназии. После того, как установилась советская власть, объект муниципализировали, и в нем разместили квартиры. В 1944 году здесь открылся объединенный городской военный комиссариат.

В 1971 году дом капитально отремонтировали, и по решению Пензенского горисполкома его отдали под заселение 12 квартир. Но уже спустя год здание передали на баланс Пензенской городской больницы №5, в 1983-м – на баланс областной больницы им. Н.Н. Бурденко.

С 2011 года здание не эксплуатируется, однако продолжилась смена правообладателей: как удалось выяснить журналистам информагентства, в 2013 году дом закрепили на праве оперативного управления за министерством общественных связей и массовых коммуникаций Пензенской области, в начале 2018-го право хозяйственного ведения перешло к ГУП ПО «ОГЭК».



Стоит упомянуть и об идее, которая возникла со стороны региональной власти в 2017 году, но так и не была реализована: рассматривался вариант отреставрировать здание и разместить в нем Дом журналиста.

В апреле 2022 года собственник вновь сменился – и именно это обстоятельство кардинально изменило ситуацию со зданием, которая с каждым годом вызывала все больше тревоги и вопросов у пензенцев.

Культурное наследие среди многоэтажек

Заросшая сорной травой площадка перед домом, рыжие от ржавчины металлические узоры на крыльце и крыше, поток зелени, как бы струящийся из единственного не забитого досками окна, и массивный железный замок на двери, к которой пришлось пробиваться через заросли. Таким здание на Тамбовской предстает перед случайными прохожими. Хмурый облик заброшенного одноэтажного здания, которое смотрится как-то странно и нелепо на фоне новостроек, интригует и завораживает.







Осматривая его, обратимся к черновикам первой части «Свода памятников истории и культуры Пензенской области» 1985 года, предоставленным нам госархивом региона. Сверяя записи с современным обликом усадьбы, видим, что на участке больше не осталось деревьев, уцелели фигурные кованые детали. Обращаем внимание на правую часть фасада, где, как утверждается, когда-то якобы располагался балкон. 
«Расположен в глубине участка. Дом кирпичный, одноэтажный с полуподвалом, прямоугольный в плане, отгорожен от улицы литой чугунной оградой. Остатки растительности, отдельные крупные экземпляры деревьев свидетельствуют, что участок был благоустроен и озеленен. Дом поставлен вдоль улицы длинной своей стороной с рядом одинаковых прямоугольных окон. Фигурные аттики завершают боковые, на одно окно, креповки фасада. В северо-восточной части дома шатер акцентирует главный вход, выделенный кованым металлическим зонтом на кронштейнах. Грани шатра увенчаны карнизом с кованой решеткой и парапетом, прорезаны слуховыми окнами-люкарнами. Мотив шатрового покрытия повторяется в украшающих аттики четырехгранных усеченных пирамидках металлическими фиалами. На всех фасадах этажи отделяются подоконными и междуэтажными тягами. […] Утрачен балкон на боковом ризалите главного фасада».


Некоторые пензенцы сравнивают этот дом с особняком на ул. Калинина, 2, который тоже длительное время не эксплуатировался и сейчас переживает не лучшие времена. Сходство связано с архитектурным стилем, в котором выполнены крыши обоих зданий.





«В архитектуре здания удачно использованы формы, характерные для русского зодчества (шатры, гирьки) и классицистические (рустовка углов, замковые камни в наличниках). Все это сочетается с анфиладно-осевым построением плана».

Попасть внутрь здания нам, к сожалению, не удалось: объект в 2020 году признали находящимся в неудовлетворительном состоянии и к нему приостановили доступ, а новый собственник не согласился сделать для «Пенза-Пресс» исключение, опасаясь за наше здоровье. Но взамен дал много ценной и важной информации, которая наконец, спустя 11 лет, позволяет ответить на главный вопрос: какое будущее ждет дом на Тамбовской, 21? Но обо всем – по порядку.

Больше фото дома на Тамбовской, 21 - по ссылке.

Как будут реставрировать

Признаемся: редакция нашего информагентства следит за судьбой этого здания с ноября прошлого года. Нам удалось выяснить, что в 2021 году текущее состояние объекта культурного наследия (ОКН) оценивали: работа по определению технического износа здания показала, что «основные несущие и ограждающие конструкции потеряли нормативные эксплуатационные характеристики и исчерпали свою несущую способность».





В ноябре прошлого года в пензенском Департаменте по охране памятников нам сообщили о принятии решения по «подготовке документации к приватизации здания в 2022 году с учетом выполнения требований Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ».

И объект действительно перешел в собственность частного лица. 8 сентября в отношении владельца утвердили охранное обязательство. К документу прилагается и перечень работ по сохранению объекта культурного наследия с указанием максимальных сроков.

Как выяснилось, новый собственник не планирует откладывать реставрацию объекта в долгий ящик: разработка проекта работ по сохранению здания и инженерным изысканиям – уже в полном разгаре. Главный редактор информагентства Анна Балашова пообщалась с руководителем организации, которая занимается разработкой научно-проектной документации, Игорем Каревым. По его словам, уже через месяц планируется выйти на государственную историко-культурную экспертизу, а затем – согласовать проект с пензенским Департаментом по охране памятников истории и культуры.


«Состояние кровли можно оценивать как условно работоспособное. Нет такого, чтобы какие-то архитектурные элементы отсутствовали, были разрушены, утрачены. Да, конечно, есть проблемы: например, в задней части фасада есть трещина, которая идет сверху и до цокольного этажа. Но все это будет исправлено в процессе реставрации. Ничего пугающего и катастрофического на объекте нет. Кровля будет отреставрирована, какие-то элементы будут заменены, потому что срок службы как деревянных конструкций, так и металлических не безграничен. Объект сохранит свою историческую ценность, идентичность и будет восстановлен, в этом абсолютно никаких сомнений нет», - подчеркнул Игорь Карев.

Говоря о внутренней части здания, он отметил, что планировка менялась за время эксплуатации. Следует учитывать и тот факт, что дом с 2011 года находился без отопления и коммуникаций. За это время отдельные перекрытия, перегородки частично утратились.

«Но они будут восстановлены, отреставрированы. Внутренние архитектурные элементы отсутствуют полностью, и сказать о том, что они были когда-то, уже не представляется возможным. Все, что является предметом охраны, будет сохранено, - это фасад, кровля, шатер над входной группой, деревянные двери, окна», - добавил руководитель организации.


Ответил он и на вопрос о том, планируется ли восстанавливать балкон, который упоминался в черновиках из госархива Пензенской области.

«В рамках разработки научно-проектной документации проводятся историко-библиографические, натурные исследования, где уточняется, в каком состоянии был объект, когда был построен, какие имеет особенности. Каких-либо сведений, подтверждающих наличие балкона и, тем более, его габариты, особенности, место расположения, нет. Нельзя только на основании каких-то мнений сделать на объекте культурного мнения балкон. Ни одной фотографии, где бы хотя бы указывалось его расположение, нет. Есть лишь одна строчка, что он где-то якобы был и что утрачен. Если балкон действительно был, то, скорее всего, из металлических конструкций – в то время других выносных балконных сооружений не делали. Если он был демонтирован – то когда, с какой целью? Никаких достоверных сведений нет, а мы ничего фантазировать на объектах культурного наследия не имеем права», - подчеркнул собеседник информагентства.  

Рассказывая о том, что, на его взгляд, в процессе реставрации будет сложнее всего, Игорь Карев сообщил, что из-за рельефа определенные трудности могут возникнуть с укреплением заднего фасада.

«Очень сложный рельеф, на котором находится объект культурного наследия: начальная часть склона, за ним - серьезное понижение уровня. Поэтому нужны будут мероприятия по укреплению этой части склона и усилению фундамента. Работа кропотливая, трудоемкая. Вот это, на мой взгляд, наиболее проблематичный участок работы. Все остальное для специалистов не составляет никакого труда», - пояснил он.

Именно с усиления фундамента и ремонта подпорной стенки задней части начнутся строительные работы на объекте.

Сроки реставрации и новое использование

«Все, что связано с разработкой проекта, планируем завершить до конца этого года. Насколько я могу судить, собственник настроен серьезно. Еще до утверждения охранного обязательства он озаботился подписанием договора на разработку проектной документации. Разработка проектной документации идет полным ходом и завершится, возможно, даже с опережением графика. Также в этом году будет проведена экспертиза, чтобы собственник уже в следующем строительном сезоне – весной 2023 года – приступил к реставрационным работам.

Наверное, по срокам реставрации можно ориентироваться на год, может быть, чуть больше. Всегда есть проблемы с подключением коммуникаций: если объект от них отключают, то на работу по восстановлению с ресурсоснабжающими организациями уходит достаточно серьезное количество времени. Дом непростой, как и все объекты культурного наследия. Поэтому обозначим 2025 год как срок восстановления объекта», - рассказал «Пенза-Пресс» Игорь Карев.



Руководитель организации признался, что с новым собственником здания, коренным пензенцем, ему работать комфортно: якобы он с уважением и пониманием относится к особым требованиям закона по сохранению объектов культурного значения, прислушивается к проектной организации.

«Есть разные собственники: кто-то настаивает на том, что хочет именно так, и нам приходится долго убеждать, что законом это запрещено, что объект культурного наследия должен оставаться таким, какой он есть, а какие-то желания следует оставить при себе. Здесь же мы видим совершенно другую картину. Это очень отрадно, что объект будет восстановлен. С 2011 года он был заброшен, а здесь можно надеяться, что через пару лет, что бы там ни располагалось, объект будет отреставрирован, благоустроена территория. И у нас останется такое красивое место в исторической части города.

У меня достаточно большой опыт работы на ОКН, с разными собственниками, балансодержателями. И здесь у меня почему-то нет сомнений. Назовем это интуицией. Я вижу, что собственник оказывает нам всяческое содействие, никаких сложностей нет. И результат, я уверен, будет достойный», - подчеркнул Игорь Карев.




Итак, дом на Тамбовской, 21 ждет реставрация, причем работы должны начаться уже в 2023 году. Остается ответить на один вопрос: как правообладатель планирует использовать здание после его восстановления? О вариантах современного использования объекта нам рассказал представитель собственника Алексей Громков.

«В настоящее время здание проектируется как административное, под торгово-офисное назначение. Но определяться собственник будет ближе к вводу здания в эксплуатацию. Есть так называемый «план Б» - ресторан. Возможно, он бы там смотрелся неплохо: это центральная часть города, историческое здание. Но пока все очень условно, окончательного решения нет», - сообщил он.

Подведем итог: похоже, спустя 11 лет неизвестности решение по судьбе объекта наконец появилось. Здание на ул. Тамбовской, 21 планируется отреставрировать, причем в течение ближайших нескольких лет. Его исторический облик будет воссоздан, и объект получит вторую жизнь. Будет ли это административное, офисное, торговое здание или ресторан – покажет время. Редакция информагентства продолжит следить за судьбой дома.

Мы благодарим всех, кто помогал в подготовке этой публикации. Если вас волнует судьба какого-то старого здания в Пензе, напишите об этом в аккаунт информагентства в соцсетях «ВКонтакте», «Одноклассники» или на нашу почту penzapress@yandex.ru. Возможно, именно ваше предложение ляжет в основу нашего следующего материала.
Материалы по теме:
Материалы по теме:

Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies