21.11.22
Эксклюзив
Поделиться

Подъезды домов в Пензе в разные годы: от сталинского ампира до современности

21.11.22
Поделиться
Какими были подъезды многоэтажек больше века назад и какими стали сегодня, чем является подъезд для современного человека и какое преображение ждет эти общественные пространства в будущем, рассказываем в нашем новом материале.

В любом многоквартирном доме обязательно есть подъезд. Так мы называем любой вход в здание. Обычно это не «парадная», которой именовали когда-то изысканные подъезды - в основном в Санкт-Петербурге, где их больше всего сохранилось и по сей день. В Пензе интересные подъезды тоже остались.

От сталинского ампира…

Прежде чем говорить о массовых явлениях, скажем, что в Пензе есть жилые до сих пор дома, которые относятся к памятникам культуры. К примеру, в старинном здании на ул. Бакунина, 4, которому больше ста лет, подъезды выполнены в псевдоготическом стиле. Раньше в нем были витражные окна и кованая лестница с перилами из красного дерева. Сегодня так он выглядит изнутри.


Теперь перенесемся в эпоху сталинок. Как и у большинства домов, построенных в Советском Союзе, их народное название происходит от фамилии лидера, в эпоху правления которого они и возводились. Дома, выросшие с середины 30-х - до конца 50-х годов прошлого века, в Пензе встречаются с элементами так называемого сталинского ампира.

«Сталинский ампир апеллировал к архитектуре Древнего Рима («ампир» по-французски означает «империя», этот стиль стал ярким воплощением сталинской советской идеологии - прим. ред.). Это здание, разделённое по этажам: первый высокий, может быть облицован рустом (грубым камнем), второй - жилой, парадный, тоже высокий, третий - меньше по высоте. Первый этаж - под магазины и прочее, второй - жилой элитный, третий - тоже жилой, но для персонала, обслуги. Этому стилю присуще наличие помпезного декора: колонны/пилястры с коринфскими капителями, эркеры (полукруглый или многогранный выступ с окнами из фасадной стены здания - прим. ред), полуарки и прочая лепнина, вынос крыши с поддерживающим декором, двор обособлен, вход через арку, во дворе фонтан со скульптурой соцреализма», - пояснила «Пенза-Пресс» архитектор Елена Иодынис*, которая просто влюблена в историю зданий, «читает» их с точностью до года-двух.

В Пензе сталинские дома сохранились, к примеру, на улицах Бакунина, Володарского, Пушкина и Гладкова, на углу Суворова и Московской (дом № 3 по ул. Гладкова, дом № 72/7 по ул. Володарского/Гладкова, № 76/27 по ул. Володарского/Бакунина).

Так, во дворе домов по ул. Володарского70/72 пензенцы могут видеть скульптурную композицию «Семья».


По мнению Елены Эдуардовны, кинотеатр «Москва» является примером апофеоза сталинского ампира в Пензе.


Конечно, сталинки были разные. В элитных вход в квартиру предварял холл с роскошной широкой лестницей, а подъезды украшали мраморной отделкой и барельефами.

В наши дни можно увидеть отголоски той эпохи уже в современном состоянии домов той эпохи, к примеру, так выглядит подъезд в доме на улице Володарского.


В 60-70-е годы со сменой власти появились малогабаритные и быстровозводимые хрущевки. Это панельки в 3-5 этажей, в большинстве своем без лифта и мусоропровода. Потолки в квартирах были низкими, а площадь - маленькая. Подъезды для советского человека в эпоху оттепели не отличались излишествами и превратились в буферную зону между улицей и квартирой. Лестничные клетки стали гораздо меньше, причем ширину лестничных проемов рассчитали так, чтобы можно было разойтись двум жильцам, пронести мебель, носилки, а еще - гроб.

В подъездах появились узкие горизонтальные окна, которые создавали лишь ощущение полумрака. Стены подъездов стали красить в зеленый цвет, благо этой казенной краски много осталось после войны. Причем верхнюю часть подъезда белили, поскольку побелка отражает свет и визуально поднимает потолок, а нижнюю часть красили, иначе можно было обтереть одеждой стены.

Просторнее хрущевок стали брежневки.

С 1960-х по 1990-е годы дома стали расти ввысь - появились 9- и 16-этажные дома. В них и потолок стал повыше, и кухня побольше, и санузел раздельный, а комнаты изолированные, были даже лоджии.

Подъезды по-прежнему служили транзитной зоной.


Но можно было оставить, например, коляску на первом этаже. Там же, под лестницей, некоторые соседи делали кладовые.

…до портала в 90-х

В эпоху перестройки подъезды сохранили свою функцию портала между двором и квартирой. В них было темно и страшно. Как раз - что надо для грабителей и молодежи, которая частенько собиралась на этажах, чтобы согреться и пообщаться. Потому жильцы старались побыстрее миновать опасное общественное пространство, чтобы захлопнуть за собой дверь в квартиру.

В начале нулевых подъезды перестали быть столь опасными - деревянные входные двери сменили магнитные, появились домофоны, от которых жильцам раздали ключи. По-прежнему подъезды, как и дома, были похожи друг на друга.

В 2000-х годах наследовался тот же рациональный подход к оформлению входной группы в домах – стены покрывались краской, а потолок - белили. Кроме зеленого, на стенах появились более приятные цвета - от голубого до персикового. Пол остался бетонным.

К примеру, три П-образных 14- и 15-этажных дома вдоль улицы Пушкина появились сравнительно недавно, с 2008 по 2010 годы. Подъезды в них более просторные, есть с широкими коридорами на этажах.

В основном в старых многоэтажках подъезды встречают дверью, обклеенной объявлениями, облезлой краской на стенах, газовыми трубами по внешней стороне дома и паутиной грязных проводов, которые тянутся по всем этажам.

Хорошо, если жильцы дружные и стараются поддерживать чистоту подъезда своими силами - на подоконниках ставят цветы и вешают на окна занавески, моют полы на лестничной клетке, если своя управляйка не всегда соблюдает сроки уборки.

Функционал подъезда тот же – это почтовые ящики между первым и вторым этажами, доска для объявлений - на двери у входа в подъезд или возле ящиков. Пандусы если и есть, то бывают под большим уклоном, поэтому маломобильным гражданам их не преодолеть.

Подъезды меняются

Сегодня, к счастью, с появлением новостроек меняется и философия подъезда. Благоустройство общественных пространств в многоэтажках стало новым трендом, без которого не обойтись современному человеку.

«За последние 5-7 лет в Пензе стали появляться первые «элитные» многоэтажки и жилые комплексы со своей уникальной концепцией. В тот период я пришла работать в «Рисан», и компания как раз только начала применять керамогранит на стенах входных групп. Наверное, это и было началом изменений», - рассказала дизайнер Алина Миронова.

Кроме керамогранита, на стенах применяют стемалит - закаленное эмалированное стекло, ударопрочное и огнестойкое. По словам дизайнера, на основную массу стен, как правило, наносится декоративная штукатурка.

На потолке обычно используются кубообразные и кассетные системы, которые легко разбираются при необходимости. Это нужно для обслуживания инженерных сетей.

Все материалы отвечают пожарным нормам.

Большие окна и современные лифты

Подъезды в современных новостройках «Рисана» начинаются с прозрачной входной группы. Панорамное остекление больших входных дверей создает особое пространство внутри входной группы и наполняет дом светом и воздухом.

«Прозрачный подъезд обеспечивает в первую очередь безопасность – выходя или возвращаясь домой вечером, вы сможете увидеть потенциальную опасность издалека. Кроме того, это антивандальный эффект - мало кто решится испортить что-то в подъезде, когда он полностью просматривается. С точки зрения эстетики данное решение дает ощущение пространства, света и слияния с окружающей средой», - говорит Алина.


Дополнительный элемент безопасности - «виртуальный консьерж». Операторы круглые сутки отслеживают и обрабатывают информацию о происходящем в подъезде и на территории дома. С помощью терминала можно связаться с оператором или он сам может начать разговор с человеком. Такие терминалы уже есть в «Олимпе», квартале Upgrade, а вскоре их оценят жители «Зеландии» и квартала Kontinent.


Еще одно требование к современным новостройкам - наличие просторного грузового лифта, кроме пассажирского, для перевозки крупногабаритных вещей. В местах общего пользования домов от «Рисан» всегда удобная навигация, чтобы очень легко ориентироваться в пространстве.


Она состоит из интуитивно понятных пиктограмм, указателей и текстовой информации.

Бизнес-гостиные, колясочные и лапомойки

Подождать лифт или такси, а также не торопясь разобрать корреспонденцию из почтового ящика очень удобно в небольшой зоне с мягкими пуфами. Кроме того, в холлах некоторых ЖК можно даже провести неформальную встречу или поработать за ноутбуком.

Заботятся и о хранении «индивидуального транспорта» - теперь не надо ломать голову, где ставить коляски, велосипеды, самокаты. Во всех новых домах проектируют колясочные и велосипедные - специальные помещения, что-то вроде общих специализированных кладовых, чтобы не захламлять и не загрязнять этажи. Если площадь позволяет, добавляют зоны для хранения игрушек и парковки для самокатов с электрическими розетками для зарядки.


Для удобства хозяев собак в некоторых домах есть лапомойки, которые оснащены душевым поддоном, душем и раковиной.


Там можно отмыть хвостатого друга после прогулки. Также сохранению чистоты способствует грязезащитные покрытия, утопающие в полу на входе.

Дизайнерские штучки

Добавим, что новые проекты строительной группы отличает внимание к деталям. Даже обычные почтовые ящики стараются сделать органичной частью интерьера, например, утопить их в стену, разместить в декоративной нише с подсветкой, использовать мебельное обрамление. В одном из домов «Фаворита» почтовую зону дополнили постаматом, в котором жильцы смогут оставлять и забирать посылки.

На основе пожеланий жителей предыдущих строений в других ЖК в «Зеландии» создали такую зону. Полочки для книг сделают рядом с почтовыми ящиками и удобными мягкими диванчиками, так и располагающими к знакомству и общению соседей друг с другом.


Для настроения и уюта в холлах размещают зеленые растения. Например, они украшают верхнюю часть стены в последнем строении «Новых садов». Растительный декор преображает любое помещение, поэтому дизайнеры «Рисан» еще на стадии проектирования тщательно подбирают размеры растений, их форму, цвет, кашпо для посадки.


А «звучание» холлу можно придать исходя из стилистики комплекса. Например, в «Квартете» дизайнеры отталкивались от музыкальной тематики, так появился потолок, напоминающий клавиши пианино, и светящиеся панно с силуэтами знаменитых квартетов.


Порядок должен быть во всём, в том числе в подаче информации. Чтобы не допускать стихийной рекламы и доносить важную информацию жителям, устанавливаются информационные стенды – старый добрый канал коммуникации. Сотрудники управляющей компании следят, чтобы случайных объявлений на них не появлялось.

Кстати, питерские парадные переосмыслены в новых современных ЖК - в них теперь есть сквозные проходы, которые связывают улицу и двор.

Остается лишь пожелать, чтобы все больше пензенцев смогли переехать в новые дома, где есть подъезды, в которых приятно задержаться. Если решили, можно записаться на персональную консультацию по номеру 51-51-51.

*Елена Эдуардовна Иодынис по образованию архитектор, вела историю архитектуры в пензенском лицее архитектуры и дизайна, преподавала в ПГУАС. Ее отец Эдуард Иодынис - заслуженный художник РСФСР, живописец и монументалист. Преподавал в Пензенском художественном училище (1968-1975, 1992), главный художник Пензы (1968-1969). Один из соавторов мозаики «Владимир Ленин» на проспекте Победы, мозаики на фронтоне училища культуры и искусств, памятного знака «Емельян Пугачёв» и многих других работ.


Читайте также из рубрики Эксклюзив:
Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies