02.11.20
Прямая линия
Поделиться

Как уберечься от мошенников. Брифинг с сотрудником пензенского УМВД

02.11.20
Поделиться

Пензенцы все чаще становятся жертвами мошенников. Особенно печально дело обстоит в Сети: число обманутых в интернете жителей региона продолжает стремительно расти. О том, как не стать жертвой обманщиков и сохранить свои средства, шла речь на онлайн-брифинге в ИА «Пенза-Пресс», который состоялся 2 ноября в 14 часов.


На вопросы читателей ответил начальник отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Пензенской области полковник полиции Андрей Николаевич Шилин. 

Вопросы можно было присылать на электронную почту редакции (penzapress@yandex.ru) заранее и во время брифинга с пометкой «Брифинг с УМВД».

Заместитель главного редактора информагентства Анна Балашова: Какие виды мошенничества являются самыми распространенными на территории Пензенской области? Действительно ли отмечается рост интернет-мошенничеств, какую долю они занимают в общем объеме таких преступлений?

Андрей Шилин: По итогам девяти месяцев отмечается рост краж с банковских карт и мошенничеств. Коснемся именно этих двух видов преступлений. В общей массе всех преступлений в сфере IT-технологий - это 31%. Что касается краж с банковских карт, - их примерно 20% от общего количества преступлений. Наиболее распространенные виды - совершение краж с банковских карт граждан, когда злоумышленник звонит, представляется сотрудником службы безопасности банка, говорит, что по счету происходят подозрительные операции. Для пресечения этих действий он просит продиктовать номер карты, секретный код на обороте и коды, поступающие в SMS. После этого происходит списание денег. 

Также много случаев, когда злоумышленники звонят, представляются сотрудниками банка и сообщают, что на ваше имя оформляется кредит. Для пресечения сделки его необходимо оформить самому и перевести на указанный злоумышленникам безопасный счет, что потерпевший в итоге и делает. 

Следующее - мошенничество в сфере интернет-покупок. Договорившись о сделке, гражданин перечисляет либо полную стоимость, либо задаток. Если это мошенники, сайты-двойники, то продавец, естественно, на связь не выходит, либо присылаются не те товары, либо некачественные. Также граждане лишаются денег, когда продают свой товар через интернет. Злоумышленник связывается с продавцом, договаривается о покупке, просит продиктовать ему данные своих карт либо перейти по определенной ссылке.

Регистрируются факты мошеннических действий при получении гражданами обещанной компенсации, в первую очередь, за приобретение лекарственных средств. Злоумышленник просит заплатить подоходный налог, суммы получаются значительные. Зачастую граждане и не покупают такой объем товаров, но все равно перечисляют такие суммы.

Помимо этого, у нас играют на бирже. Распространены факты мошенничеств в соцсетях, когда взламывается страничка и от имени владельца злоумышленники просят деньги у знакомых потерпевшего. Отмечу, что сотрудниками полиции проводится большая профилактическая работа с гражданами и меньше людей уже попадаются на удочку злоумышленников. Профилактическую работу мы будем проводить и в дальнейшем.

Раскрываемость таких преступлений невысокая - около 10-15%. Здесь сотрудники полиции сталкиваются с определенными трудностями, например, многие злоумышленники находятся за пределами страны.

Анна Балашова: Как действовать, если вы понимаете, что имеете дело с мошенником, чтобы уберечь свои средства?

Андрей Шилин: Важно не верить незнакомцам. Нельзя передавать данные с банковских карт и коды, поступившие в SMS. Банковские работники никогда не спрашивают эту информацию. Это 100% мошенники. Товар нужно заказывать только с проверенных сайтов. Плюс необходимо заходить на проверенные сайты, понимать, что сайт может быть двойником. Нельзя идти на поводу у незнакомых, которые говорят насчет компенсации и прочего. Что касается лиц пожилого возраста, нужно не давать незнакомцам войти к ним в дом. 

Денис: Сколько людей в области у нас сегодня сидят за мошенничество? Сколько процентов таких преступлений удается раскрыть, сколько времени нужно, чтобы найти обманщика?

Андрей Шилин: Все зависит от той ситуации, которая сложилась. Что касается тех, кто находится в местах отбывания наказания, мы такую статистику не ведем.

Наталья: Мне на почту пришло письмо якобы от хакера с угрозами. Он сказал, что установил на мой компьютер программу, которая дала доступ к камере, и он якобы снял, как я посещаю сайт для взрослых (хотя я их не посещаю). Потребовал перевести ему 500 долларов биткоинами, или он разошлет всем моим контактам пикантные видео со мной. Можно ли по электронной почте вычислить мошенника? Что делать, если пришло такое письмо, куда обращаться? Часто ли в Пензе фиксируются такие случаи?

Андрей Шилин: Обратиться необходимо в отдел полиции и написать заявление. Современные технологии позволяют устанавливать данные лица, который это письмо отправил. Здесь все возможно, все зависит от ситуации. Сложно ответить однозначно.

Юра: Несколько раз видел на остановке объявление от «магистра белой деревенской магии», который обещает избавить от пьянства. В «инстаграме» полно аккаунтов всяких гадалок, астрологов, прейскурант услуг которых заставляет волосы на голове зашевелиться. Этих людей можно причислить к мошенникам? Если да, то что можно сделать для того, чтобы перестали вводить людей в заблуждение?

Андрей Шилин: Если вы стали жертвой таких людей, необходимо обратиться в полицию, будут приняты процессуальные решения. Такие факты бывают.

Юлия Иванова: Раньше было много мошенничеств, когда людей на улице останавливали и заставляли гипнозом снять с карт все деньги и отдать им. Есть ли успехи с раскрытием таких преступлений? Те, кого разоблачают - заезжие гастролеры или наши пензенские умельцы? В целом таких мошенничеств сейчас становится меньше?

Андрей Шилин: Таких фактов в последнее время я не припомню, больше работы идет удаленной. В основном, контактные мошенничества происходят только с пожилыми.

Константин: Черные риелторы – это ведь тоже мошенники? В СМИ писали про пенсионера, у которого якобы обманом забрали квартиру на ул. Кижеватова. Есть какие-то подвижки в деле? Очень жаль пенсионера и его маму, которой больше 90 лет.

Андрей Шилин: Конкретно про это дело сказать не могу. Подобные заявления, касающиеся черных риелторов, есть.

Людмила С.: Решила заказать в интернете капсулы для кофемашины. Нашла сайт, где цены в полтора-два раза ниже, чем в других. Сделала предоплату заказа, спустя 5 дней забрала на почте коробку. Вскрыла и увидела там скомканные бумажки! Попробовала связаться по контактному номеру, указанному на сайте – сбрасывают. Ни электронного, ни реального адреса не указано. Спустя неделю увидела, что сайт перестал работать. Смогу ли я вернуть свои деньги, куда мне обращаться? Я заплатила 750 рублей.

Андрей Шилин: Обращаться нужно в отдел полиции. Здесь смотря какая сумма. Если незначительная, то для заведения дела будет недостаточно. Минимальная сумма - от 2500 рублей. Здесь нужно смотреть исходя из конкретной ситуации.

Дарина: Несколько месяцев назад увидела в соцсетях на странице знакомого объявление о том, что его сын попал в ДТП и что ему нужны деньги на лечение. Все было расписано в подробностях, прикреплено фото ребенка. В общем, я поверила, как и многие другие (было много сочувственных комментариев). Перед тем, как скинуть деньги, решила позвонить ему в полной уверенности, что произошла беда. Но выяснилось, что у знакомого, слава Богу, все хорошо, аккаунт взломали мошенники. Такая жестокость просто поражает. Скажите, есть хоть какая-то вероятность найти и наказать?

Андрей Шилин: Вероятность найти и наказать всегда есть. Есть сложности определенные, но они все раскрываемые. 

Дима: Какой пароль сложнее всего взломать? Как часто их нужно менять?

Андрей Шилин: Здесь зависит от самого человека. Чем он сложнее - тем безопаснее. Чем больше символов, букв, цифр, тем лучше.

Алексей Николаевич: В почтовый ящик скинули квитанцию с предупреждением о необходимости заменить газовое оборудование. Я знаю, что это лохотрон, но некоторые бабули верят наверняка. Тех, кто занимается таким, можно причислить к мошенникам? Куда на них жаловаться?

Андрей Шилин: По всем этим фактам нужно проводить проверки. Каждый индивидуален. После проведения проверки правоохранители установят, есть ли правонарушение.

Юля: В интернете наткнулась на пост «этот человек мошенник», на улицах тоже видела такие объявления. Это же незаконно? Привлекаете ли к ответственности за клевету.

Андрей Шилин: По количеству заявлений не могу сказать точно. Здесь нужно смотреть и каждый факт будет подвергаться отдельной оценке, все индивидуально.

Катя С.: Что можно сделать, чтобы обезопасить пожилого родственника от мошенников? Нет возможности находиться с бабушкой целый день, переживаю.

Андрей Шилин: Нужно убеждать бабушку не общаться с незнакомцами. Необходимо либо соседей, либо родственников, либо управляющую компанию просить, чтобы они поговорили с теми, кто пытается войти в помещение. С незнакомых номеров лучше не брать трубку, не давать никому никакие данные.

Альбина: Постоянно на телефон звонят с московских и просто незнакомых номеров, обращаются по имени. Откуда у них могут быть мои данные, что сделать для того, чтобы на мой номер перестали спамить всякие мошенники? Совсем игнорировать не могу, так как звонки могут быть по работе или от банков, где у меня есть карта. И правда ли, что на звонок никогда не стоит отвечать словом «да», потому что мошенники могут воспользоваться этим в корыстных целях?

Андрей Шилин: К сожалению, данные персональные уходят из различных ведомств, мошенники обладают ими. Они называют ваше имя, располагая к себе. Конкретные случаи необходимо рассматривать отдельно. Некоторые люди дают мошенникам ложные номера карт, и тогда злоумышленники понимают, что их раскусили. 

Илья Самсонов: Есть ли у нас в области случаи, когда мошенники прикидывались волонтерами? Сейчас это особенно актуально.

Андрей Шилин: Таких фактов за период пандемии я не припомню.

Лилия: Моей пожилой бабушке часто звонят с неизвестных номеров якобы из банков. Один раз она повелась на их развод и перевела 10 000 рублей на счет, который указали злоумышленники. Мы не всегда можем быть с ней рядом в момент, когда звонят мошенники. Можно ли каким-то образом блокировать поступление звонков с неизвестных номеров на телефоны пожилых людей, которые действительно могут поверить во все, что говорят мошенники?

Андрей Шилин: Технически блокировать звонки вряд ли можно. Все зависит от бабушки, которая может фильтровать эти звонки самостоятельно. Ее можно предупредить не брать трубку, когда звонят с неизвестных номеров. Есть определенные программы по определению спама, это зависит от операторов.

Иван Романович: У моей коллеги на работе произошел вопиющий случай. Она иногда отправляла своему мужу обнаженные фото. Ее страницу в соцсети «ВКонтакте» взломали и вытащили эти фото из переписки. Мошенники взломали кучу аккаунтов и рассылали с них эти фотографии коллегам бедняги, друзьям, родственникам, ставили эти снимки на аватарки аккаунтов и требовали, чтобы девушка перевела им деньги, только тогда они обещали прекратить это занятие. Через некоторое время, конечно, удалось все это прекратить, но можно ли как-то наказать этих мошенников? Вообще реально их найти?

Андрей Шилин: Это реально. Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за вымогательство. Такие факты у нас фиксируются.

Нина: Проводится ли в школах работа по предотвращению мошенничества? Объясняют ли основные правила детям?

Андрей Шилин: Работа проводится очень большая, в том числе и в учебных заведениях. У нас почти тысяча была выступлений в педагогических коллективах. Объясняется, каким образом пользоваться интернетом и телефоном, как не попасться на уловки мошенников. Такая же работа по профилактике проводится и с пожилыми гражданами.

Тем лицам, которые обращаются к нам с заявлениями, выдается памятка. У нас размещены памятки и в подъездах, и в учреждениях, организациях, на остановках. Памятки размещались и на квитанциях об оплате услуг, бегущие строки в общественном транспорте были. Ролики демонстрируются. Многие, кто обращается с заявлением к нам о том, что мошенники украли деньги, говорят, что знали о подобных видах мошенничества.

Мы в соцсетях размещаем информацию, работа проводится большая. За 9 месяцев в 220 группах в соцсетях и мессенджерах опубликовали информационные ролики .Их просмотрели более 1 млн 200 тысяч раз.

В последнее время мошенничеств стало больше. На месте злоумышленники не стоят. Рост у нас в области наблюдается как по кражам с банковских карт, так и по мошенничествам. У нас число мошенничеств выросло на 43%, а в РФ - на 78%. Это связано с тем, что все больше граждан переходят в интернет и на бесконтактные способы оплаты. Кроме того, наши граждане где-то проявляют излишнюю доверчивость.

Ольга: Являются ли мошенниками те, кто продает товар, который не соответствует описанию? Например, я хотела купить телефон, продавец указал, что он в идеальном состоянии, аккумулятор держит заряд долго и все в таком духе. Дома я поставила его на зарядку, а оказалось, что сделать это невозможно, потому что вход там сильно расшатан, телефон не заряжается. Я позвонила продавцу, он сказал мне, что ничего не знает и бросил трубку. Как быть в таком случае? Чеков же никаких нет.

Андрей Шилин: Здесь все граничит с гражданско-правовыми отношениями. При приобретении товаров лично сложно будет привлечь. Нужно смотреть индивидуально, однозначного ответа нет. Нужно при продавце тщательно проверять товар, писать соответствующую расписку.




Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies