12.10.23
История Пензы
Поделиться

Проблема с кадрами: пензенские археологи предложили готовить участников научных экспедиций со школы

12.10.23
Поделиться
Члены пензенской археологической экспедиции встретились в Институте регионального развития, чтобы не просто подвести итоги проделанной за год работы, но и обсудить выявившиеся проблемы и предложения по их решению.

«Пока мы с вами не определили стратегию развития, то есть то, к чему должны стремиться, какие шаги делать, будем проводить работу по мелочи, не видя общей цели. Это неправильно. И есть несколько направлений, без решения которых мы с вами вообще не сдвинемся и будем все время бегать по кругу», – отметил ректор Института регионального развития, доктор исторических наук, профессор Геннадий Белорыбкин.

Одна из проблем – кадровая. Есть нехватка ученых и в целом специалистов для проведения археологических полевых работ. Это должны быть подготовленные люди не только с образовательной, но и с туристической точки зрения, ведь исследования часто проводятся в непростых природных условиях.



«Одно дело, когда едут люди знающие, мотивированные. Когда работают люди, которые, как говорится, не до конца понимают, что от них требуют, – это совсем другая ситуация. […] То есть должен быть большой резерв кадровый для организации полевых исследований. Я уж не говорю, что у нас нет кадров, которые бы организовывали экспедиции, писали отчеты, занимались серьезной наукой», – добавил Геннадий Белорыбкин.

Он пояснил, что кадровая проблема отчасти стала следствием того, что выпускники-историки, не видя ранее перспектив для карьерного развития, уходили в другие сферы, уезжали из региона. Сейчас нужно ситуацию коренным образом исправлять.

Геннадий Белорыбкин убежден, что кадры стоит готовить для археологической работы еще со школы. И члены пензенской археологической экспедиции поддержали его в этом. В центре историко-культурного наследия Института регионального развития, которое возглавляет Владимир Винничек, действует «Школа юного археолога». В этом году ребята, занимающиеся в ней, достойно проявили себя на раскопках, которые проводились на Никольском селище в Кузнецком районе.

«Мы должны кадры воспитывать с пятого, с шестого классов, наверное, чтобы они постепенно вырастали, приобретали опыт и уже осознанно выбирали эту профессию, это направление, и из них можно было потом формировать какие-то серьезные структуры», – добавил доктор исторических наук.



Директор центра воспитательной работы Института регионального развития Виктор Ерошенко предложил создать многоступенчатую систему подготовки молодых кадров. Например, это может быть областной центр детской научной экспедиции, куда входили бы все районы. Можно начать с муниципалитетов, где уже такая работа ведется, – Каменского, Кузнецкого, Городищенского районов.

«То есть сделать экспериментальные центры в школах, помочь с организацией подготовки ребят. Причем к археологической работе можно привлекать целые семьи. Мы попробовали это сделать в экспедиции в Астрахань, и это имело свой положительный эффект», – пояснил он.

Также Виктор Ерошенко предложил создать при пединституте вожатский отряд, члены которого бы стали не только участниками археологических экспедиций, но и руководителями детских школьных подразделений.

Говоря об участии студентов в раскопках, руководитель Археологического общества историко-филологического факультета Пензенского госуниверситета Татьяна Осипова рассказала о сложностях мотивации молодых людей.

«Сколько у нас студентов, прошедших археологическую практику, готовы ехать уже не в ее рамках в экспедицию? Я вам сразу скажу: нисколько. А всё почему? Потому что студенты – прагматики, и когда я предлагаю им вне практики поехать в экспедицию, они отвечают, что не могут, потому что в это время подрабатывают. Мотивировать сейчас можно только деньгами. Романтиков у нас не осталось. Поэтому действительно нужно создать какую-то структуру или организацию, чтобы на лето хотя бы брать их на работу и платить зарплату, причем достойную», – высказала свое мнение Татьяна Осипова.

Директор центра изучения истории Пензенского края Александр Гущин добавил, что в Пензенском госуниверситете нет аспирантуры и магистратуры по специальностям, связанным с археологией. Молодые люди, чтобы развиваться как ученые, вынуждены уезжать в другие города.

Директор Пензенского краеведческого музея, председатель комиссии Общественной палаты Пензенской области по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, вопросам развития культуры и сохранения духовного наследия Артем Павлихин также поднял вопрос финансирования научных экспедиций. По его мнению, можно создать некую организацию, которая могла бы оказывать коммерческие услуги застройщикам, ведь получение археологического заключения перед началом возведения объектов обязательно. Средства от этой деятельности можно направлять на публикацию научных книг, музеефикацию объектов и так далее. Примеры такой деятельности есть в Подмосковье.

В ходе обсуждения члены пензенской археологической экспедиции также предложили попробовать получить гранты на определенные проекты.

Что касается перспектив работы экспедиции, то были высказаны идеи создания в регионе НИИ археологии и даже Поволжской археологической экспедиции, которая объединит специалистов разных регионов.

Читайте также из рубрики История Пензы:
Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies