20.01.23
История Пензы
Поделиться

Что такое шапка Мономаха? В Пензенской области обнаружили интересный предмет времен Золотой Орды

20.01.23
Поделиться
В Пензенской области при исследовании Никольского селища, которое располагается в Кузнецком районе, обнаружили интересный предмет – литое бронзовое навершие от женской шапочки-такъи, которая была характерна для тюркских народов.

Находка уникальная, так как ранее такие предметы в регионе не обнаруживали, рассказал ИА «Пенза-Пресс» директор Центра историко-культурного наследия Института регионального развития, кандидат исторических наук Владимир Винничек.

Навершие обнаружили в прошлом году. Оно датируется XIV веком, периодом Золотой Орды, отмечает ученый.

«Аналогии такому предмету обнаружены при раскопках города Болгар в Волго-Камье [известно также как Булгар, столица средневековой Волжской Булгарии и первая столица Золотой Орды]. Это территория современного Татарстана (километров 60 от Казани). Один из найденных там предметов очень похож на тот, что обнаружили у нас на Никольском селище, где было средневековое поселение, через который проходил торговый путь.

Навершие представляет собой литую ажурную площадку с отверстиями для крепления к шапочке, далее идет вертикальный штырь, переходящий плавно в шарик с двумя отверстиями, в которые вставляли перья», – рассказал кандидат исторических наук.

Монгольская теория

В целом, подобные предметы могут косвенно подтверждать одну из теорий происхождения шапки Мономаха, которая является символом самодержавия, – монгольскую. Дело в том, что до сих пор доподлинно неизвестны время и место ее создания. Ряд ученых отмечает, что византийская теория, которая основывается на легенде о передаче в XVII веке в знак мира князю Владимиру подарка от императора Византии Константина Мономаха, не выдерживает критики. Отмечается, что Константин Мономах умер, когда Владимиру было два года. И князя при жизни никогда не именовали Мономахом. Легенда якобы была создана позднее при Василии III, чтобы укрепить его права на престол.


Монгольская теория предполагает, что шапка Мономаха изначально была женским головным убором. Ее якобы мог передать Иване Калите Узбек-хан. Эта шапочка, возможно, принадлежала его сестре Кончаке. Заслуженный деятель науки Республики Татарстан, профессор Гузель Валеева-Сулейманова считает, что факт отношения шапки к женскому гардеробу подтверждают найденные похожие предметы того же периода при раскопках. Просто на месте стержня в навершии, куда крепились перья, в Шапке Мономаха сделали крест.

Подобные головные уборы сохранились до сих пор в ряде тюркских народов, например, у туркмен.

Противники теории отмечают, что переделка женской тюбетейки в символ княжеской власти невозможна хотя бы потому, что христианство запрещает мужчинам носить женскую одежду.

Владимир Винничек, показывая найденное в Пензенской области навершие, отмечает, что монгольская теория происхождения шапки Мономаха, конечно, имеет право на жизнь. Но никаких утверждений делать не следует, потому что доказательств тому все-таки недостаточно, а опираться нужно только на факты.

Кстати, еще одной версией является московское происхождение шапки Мономаха. Предмет якобы могли сделать из золота великокняжеской казны при Василии II.

Торговое поселение

Но давайте вернемся к Никольскому селищу. Владимир Винничек занимается его изучением более 20 лет. Сейчас готовит книгу о сделанных там находках, которые проливают свет на особенности жизни людей, населявших эти места в Средневековье. Одними из важных с исторической точки зрения являются монеты.

«Они для нас являются хронологическими реперами. За счет того, что на них начеканено название города, в котором они были изготовлены, можно составить вектор торговли жителей поселения. Это монеты не только Золотой Орды, но и зарубежья – Средней Азии и Ближнего Востока. Самые ранние датируются концом XIII – началом XIV веков, они чеканены в Укеке (был на территории современного Саратова). То есть видим связь с этим городом. Также находим мохшинские монеты [город Мохши, сейчас это территория Наровчатского района]. Таким образом, торговый путь через Никольское селище шел из Укека в Мохши», – отмечает Владимир Винничек.


Замок-лошадка к шкатулке и ключ

Судя по найденным предметам быта и украшениям, основную часть населения Никольского селища составляли булгары: обнаружены, например, браслеты, подвески, которые также выявлены на раскопках города Булгар. Здесь жили мордва (характерные для этого народа застежки-сюльгамы), славяне (перстни с солярными знаками – обозначениями солнца, православные крестики). Были и монголы, что, в частности, подтверждает находка онгона – пластины в виде человечка, которая пришивалась на нательное белье и считалась вместилищем душ предков.


Онгон


Перстень с солярными символами

Также, по словам ученого, на месте селища выявили два клада с монетами и украшениями, уникальный перстень-печатку.

Одной из загадок этого места остается вопрос с захоронениями жителей. На Никольском селище нет ни одного средневекового кладбища.

«Есть предположение, что у местного населения был распространен зороастризм, который запрещает использовать для погребения воду, огонь и землю. Нельзя осквернять эти стихии. Как хоронили умерших – большой вопрос», – отмечает Владимир Винничек.

Причиной исчезновения поселения директор Центра историко-культурного наследия Института регионального развития считает эпидемию чумы.

Познание истории края является большой и серьезной работой. Поэтому в Пензенской области по инициативе губернатора Олега Мельниченко создают трехтомное научное краеведческое издание. Первый том должен выйти в ближайшее время. Он охватывает период с древнейших времен до XVIII века.


Читайте также из рубрики История Пензы:
Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies