06.10.23
Эксклюзив
Поделиться

Суета вокруг бордюра. Кому выгодна ежегодная замена бортового камня в Пензе?

06.10.23
Поделиться
Пензенские дороги становятся с каждым годом лучше – сказывается количество средств, которые выделяются на их реконструкцию и строительство из бюджетов разных уровней. Однако некоторые аспекты этого процесса вызывают вопросы у жителей областного центра. В частности, есть мнение о том, что в Пензе якобы часто меняют бордюры, причем убирают визуально достаточно новые. В ситуации решили разобраться журналисты ИА «Пенза-Пресс».

Начнем с предыстории. В 2015 году дороги были одной из основных проблем, которую поднимали пензенцы в социальных сетях и озвучивали на прямых линиях. Ежегодно после зимы асфальт буквально уплывал с улиц, что отражалось в обсуждениях в соцсетях и служило поводом для мемов, публикаций в СМИ.

Ситуация коренным образом стала меняться с появлением мощного федерального финансирования. 

Согласно официальному ответу управления строительства и дорожного хозяйства Пензенской области на запрос ИА «Пенза-Пресс», в рамках госпрограммы «Развитие территорий, социальной инженерной инфраструктуры, обеспечение транспортных услуг в Пензенской области» с 2016-го по второе полугодие 2023 года было отремонтировано 1849,8 км дорог. Это чуть ли ни втрое больше расстояния от Пензы до Москвы! И это не просто дороги, а вся соответствующая инфраструктура с качественной дорожной подушкой, асфальтом, ливневками, тротуарами, светофорами и прочими «опциями в одном пакете».

Увеличение объемов дорожного строительства превратило отрасль в «новую нефть» для регионов: стали создаваться предприятия, обеспечивающие работу сферы, поступать инвестиции.



Загадка пензенского бордюра

В 2016 году в селе Богословка Пензенского района открылся «Пензенский завод строительных материалов», основным видом деятельности которого является производство изделий из бетона для использования в строительстве. В областном центре с этого момента как бы началась «эпоха бордюров»...

Свежие пачки бортового камня под торговой маркой GUDROK стали появляться у объектов дорожного строительства. Уже на следующий год журналисты и блогеры, а затем и рядовые пензенцы заметили странность – замене подвергались не только разрушенные бортовые камни, коих в Пензе на тот период было немало, но и вполне жизнеспособные. Об этом писали в местных СМИ, например здесь и здесь, горожане обращались в «Жалобную книгу» ИА «Пенза-Пресс».

Примерно в это же время народная молва начала тесно связывать пензенскую любовь к бордюрному строительству с высшим должностным лицом Пензенской области, ныне находящимся в «Матросской тишине» под следствием, – экс-губернатором Иваном Белозерцевым. 


Иван Белозерцев был задержан по обвинению во взяточничестве 21 марта 2021 года. Фото из архива пресс-службы Мосгорсуда

Сам он всячески открещивался от своих интересов в установке бордюрного камня и финансовом участии в капитале завода по его производству.

«Друзья, если вы представите хотя бы одну тысячную долю доказательств того, что я или члены моей семьи имеют отношение к предприятию, тогда этот завод – ваш», – обещал Иван Белозерцев, уже прозванный в народе Бордюрыч, на прямой линии по итогам 2019 года чуть больше чем за год до «переезда» в самое известное СИЗО России.

Обывателям необходимость замены бордюров обосновывали требованиями федералов к реконструкции объектов дорожного строительства.

«Замена бордюра необходима для достижения необходимого уклона дорожного полотна даже при отсутствии видимых разрушений тела самого бордюрного камня, в связи с прямой зависимостью высоты установки бордюрного камня и поверхности дорожного покрытия. Бордюр как элемент дороги несет функцию разграничения между дорожным полотном и тротуаром (или газоном), функциональная нагрузка данного дорожного элемента включает также целенаправленный отвод воды, талой и дождевой, в существующие сети ливневой канализации. Согласно п. 4.4.5 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», отдельные бортовые камни подлежат замене, если их открытая поверхность имеет разрушения более чем на 20% площади или на поверхности имеются сколы глубиной более 3 см. Не допускается отклонение бортового камня от его проектного положения», – следует из официального комментария мэрии, которое публиковали СМИ.

Растет прибыль

К бенефициарам «обордюривания» мы еще вернемся. Пока поговорим о странностях, связанных с этим аспектом дорожного строительства.

ИА «Пенза-Пресс» направило запрос управляющему ООО «Пензенский завод строительных материалов» («ПЗСМ»), индивидуальному предпринимателю Денису Мишину с просьбой уточнить, какой объем бортового камня производства ООО «Пензенский завод строительных материалов» (торговая марка GUDROK) за период с начала 2016-го по 1 июля 2023 года был поставлен в рамках государственных и муниципальных контрактов.

Как следует из ответа, который имеется в распоряжении редакции, в период с 2016 по 2022 годы ООО «ПЗСМ» не заключало государственные и/или муниципальные контракты. Соответственно, в данном периоде поставки бортового камня в рамках государственных (муниципальных) контрактов ООО «ПЗСМ» якобы не осуществляло. В 2023 году ООО «ПЗСМ» был заключен один контракт на поставку бордюров для нужд муниципального бюджетного учреждения. Объем поставки тротуарного и дорожного бордюрного камня составил 3000 погонных метров на общую сумму 1 208 670 руб.

Сведениями об объемах поставок бортового камня производства ООО «ПЗСМ» иными организациями в рамках заключенных ими государственных и муниципальных контрактов ООО «ПЗСМ» не располагает.

В свое время газета «Улица Московская» писала, что названное выше предприятие, как правило, не участвует в госзакупках, но с ним заключают договоры строительные организации, которые выигрывают аукционы и торги.

«Производитель бордюрного камня – все тот же завод GUDROK, официально именуемый ООО «ПЗСМ» («Пензенский завод строительных материалов», образован 28 декабря 2016 г.). Он не участвует в госзакупках. Но последние три года все как один победители аукционов на ремонт дорог в Пензе выбирают завод GUDROK своим поставщиком», – пишет в публикации «Бордюры в Пензе: новые на новые» журналист издания.


Скриншот публикации в газете «Улица Московская»

Косвенно этот факт может подтверждать и то, что доходы «бордюрного» предприятия растут год от года. Так, по итогам 2022-го, согласно данным информационно-аналитической системы Seldon.Basis, выручка ООО «ПЗСМ» составила 232,4 млн руб., а чистая прибыль предприятия – почти 11 миллионов рублей. При этом заключен всего один госконтракт на сумму 1,2 млн руб.

Ценами на «обордюривание» Пензы заинтересовались в апреле депутаты пензенской Гордумы. На сессии 28 апреля депутат Алексей Рогонов сказал: «Асфальт для ремонта одного квадратного метра проезжей части стоит 1 700 рублей, тротуара – 1 600. Ремонт с бортовым камнем в разы дороже – 6 900 и 5 700 рублей соответственно».


Спикер Гордумы Владимир Мутовкин назвал такие расценки «далекими от реальности». По его мнению, они появляются уже в процессе торгов из-за недостатка предложений.

«Если на эти торги кто-нибудь выйдет и будет предлагать свою цену, она будет скорректирована до более реальной. Вопрос только в том, когда это будет и как мы будем исполнять наказы избирателей», – посетовал председатель Гордумы.

Неправильные бордюры

Как оказалось, по крайней мере, две позиции из списка производимой предприятием продукции – «лотки дорожные водоотводные» и «камни бетонные бортовые» в последнее время, скорее всего, не могли применяться при выполнении работ по строительству и реконструкции дорог.

Согласно Техрегламенту Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», бетонные и железобетонные бортовые камни подлежат обязательной сертификации, если они используются при строительстве дорог общего пользования.

Теперь следите за руками. Сертификат соответствия Евразийского экономического союза ЕАЭС RU С-RU.АЖ40.В.00527/19, выданный 10.10.2019  года на лотки дорожные водоотводные, прекращен. Сертификат соответствия Евразийского экономического союза ЕАЭС RU С-RU.АЖ40.В.00014/19 на камни бортовые от 01.03.2019 приостановлен. Это следует из данных компании в сервисе для проверки российских и зарубежных контрагентов «Контур. Фокус».



Скриншот выписки из системы «Контур. Фокус»

На официальном сайте фирмы этих сертификатов нет. Вместо них размещены сертификаты системы добровольной сертификации в строительстве.

Отметим, что процедура добровольной сертификации не заменяет обязательную. Добровольный сертификат выдают в качестве дополнительного документа для подтверждения соответствия продукции требованиям, которые заявитель определяет самостоятельно.

Без обязательного сертификата на бетонные бортовые камни их нельзя применять. В противном случае законодательством предусматривается штраф.

Так, использование сертификата соответствия без проведения сертификационной процедуры в виде инспекционного контроля может повлечь административные штрафы одновременно для нескольких лиц:

для изготовителя — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей (ст. 14.43 КоАП РФ); для продавца — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей (ст.ст. 14.43, 14.45, 14.46 КоАП РФ в пределах санкции более строгого наказания).

Между тем единственный контракт на поставку бордюров для нужд МБУ «Пензавтодор», о котором в своем ответе сообщил управляющий ООО «ПЗСМ», был заключен 29 мая этого года. Возможно, на тот момент Сертификаты соответствия Евразийского экономического союза на «лотки дорожные водоотводные» и «камни бетонные бортовые», производимые компанией, уже не действовали.

Чьи уши торчат из-за пензенских бордюров?

Посмотрим список участников ООО, так удачно вложившихся в прибыльный бордюрный бизнес. Учредители общества, по данным информационно-аналитической системы Seldon.Basis, – Наталья Мишина (33,34% доли), Андрей Петрухнов (22,22%), Олег Кулаженков (11,11%), Зейтуне Туктарова (11,11%), Денис Мишин (22,22%).


Скриншот из информационно-аналитической системы Seldon.Basis

Познакомимся с ними поближе.

Итак, Денис Мишин – управляющий. По данным сервиса «Контур. Фокус» (полная выписка с данными компании есть в распоряжении редакции), Мишин является индивидуальным предпринимателем с сентября 2000 года. Основным видом деятельности указана «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом». Интересно, что Денис Мишин, Олег Кулаженков, Андрей Петрухнов и Жиганша Туктаров фигурируют в деле банкротства ООО «Пензанефтегазстрой» (арбитражное дело № А49-17083/2017). В резолютивной части определения о завершении конкурсного производства от 19.04.2021 года указано, что в ходе конкурсного производства были выявлены сделки, подлежащие оспариванию. В частности, суд признал недействительным договор купли-продажи автомобиля INFINITI, заключенный между ООО «Пензанефтегазстрой» и  Кулаженковым, и договор о дальнейшей продажи последним этой иномарки Туктарову. Также обнулили договор купли-продажи машины FORD EХPLORER между ООО «Пензанефтегазстрой» и Петрухновым; AUDI A5 – между организацией и Мишиным.

«Уполномоченный орган в лице УФНС России по Пензенской области обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении контролирующих должника лиц: Кулажёнкова О.П., Мишина Д.В., Петрухнова А.А., Смирнова М.В. к субсидиарной ответственности по неисполненным  обязательствам ООО «Пензанефтегазстрой» в сумме 15 868 998,61 руб. Определением от 17.10.2019  года суд признал доказанным наличие оснований для привлечения контролирующих должника лиц  к субсидиарной ответственности по обязательствам ООО «Пензанефтегазстрой», – говорится в этом же решении суда по делу № А49-17083/2017.  


Денис Мишин

Наталья Мишина, возможно, является родственницей или просто однофамилицей Дениса Мишина. Судя по всему, женщина тоже не лишена предпринимательской жилки. С 1997 года она зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с основным видом деятельности «Ремонт прочих предметов личного потребления и бытовых товаров». Наталья Мишина, по данным сервиса «Контур.Фокус», фигурирует в списке учредителей ООО «Век» (основным видом деятельности является аренда и управление собственным и арендованным недвижимым имуществом). В карточке организации указано, что баланс компании за 2022 год  – 21 млн рублей, выручка за этот же период – 4 млн рублей. Чистая прибыль за прошлый год – 1,2 млн рублей.


Наталья Мишина

Андрей Петрухнов как индивидуальный предприниматель зарегистрирован с 2011 года. Вид деятельности – «Производство изделий из бетона, цемента и гипса». Некоторое время являлся генеральным директором ЗАО «Агропромторг», был в числе его учредителей. Предприятие признано банкротом и прекратило деятельность в 2018 году (данные «Контур.Фокус»).

В арбитражном деле № А49-1694/2016 указано, что в списке кредиторов общества – офис пензенского филиала банка №6318 Банка ВТБ 24. Как-то совпало, что управляющим данным операционным офисом одно время был отец Петрухнова Анатолий, ныне покойный. В частности, на сайте министерства финансов Пензенской области указано, что он «в 2003-2020 гг. работал на руководящих должностях в банковских структурах, в том числе управляющим региональным операционным офисом «Пензенский» банка ВТБ 24 (ЗАО)». В материалах дела фигурировало, что банку ЗАО «Агропромторг» задолжало более 11 миллионов рублей.

Примечательно, что генеральным директором «Агропромторга» также значился Сергей Ольхов. Он значится в числе учредителей РОО «Федерация конного спорта Пензенской области» (ликвидирована в 2019 году). Другим учредителем, а также президентом этой организации был и Владимир Романов, которого в ряде СМИ называли одногруппником сына экс-губернатора Ивана Белозерцева.  



Скриншот с сайта ren.tv.

Это упоминание и имя Владимира Романова также фигурируют в деле о попытке полной передачи в частные руки пензенского санатория «Тарханы» в Пятигорске (арбитражное дело №А49-11399/2021). Подробнее об этом – здесь.


Слева – Владимир Романов, справа – Александр Белозерцев

Еще двух учредителей бордюрного производства также могут связывать родственные отношения: Олега Кулаженкова и Зейтуне Туктарову. Первый в новости на сайте Гордумы от 2020 года фигурирует как помощник депутата Жиганши Туктарова. Также народная молва утверждает, что он может являться зятем депутата, то есть мужем дочери Жиганши Туктарова. Зейтуне Туктарова – возможно, жена депутата пензенской Гордумы Жиганши Туктарова. По крайней мере, все они есть на совместных семейных фото, которыми в Сети щедро делится народный избранник.



Слева направо: Олег Кулаженков, дочь Жиганши Туктарова Эльмира Кулаженкова, Зейтуне Туктарова, Жиганша Туктаров, скриншот со страницы Жиганши Туктарова в соцсети «ВКонтакте»

Зейтуне Туктарова была соучредителем ООО «Фаворит» и ООО «Сура-Сервис». Отметим, что именно «Фаворит» в 2015 году при выдвижении в качестве кандидата на выборы губернатора Пензенской области (тогда победил Белозерцев) указывал в качестве основного места работы Жиганша Туктаров. Кстати, когда Иван Белозерцев был депутатом Гордумы нескольких созывов (2000-2012 годы) и ее председателем (с 29 декабря 2004 года по 22 октября 2012 года), Жиганша Туктаров также был в этом представительном органе муниципалитета (избирался депутатом Гордумы четвертого, пятого, шестого и седьмого созывов). Возможно, тогда на фоне совместной работы они могли познакомиться близко. По крайней мере, уже в должности губернатора Иван Белозерцев проводил с Жиганшой Туктаровым встречи, вручал награды. Свидетельство тому – многочисленные совместные фото. 


Жиганша Туктаров и Иван Белозерцев

В ближайшее время ИА «Пенза-Пресс» продолжит рассказ о бенефициарах «обордюривания». 


Читайте также из рубрики Эксклюзив:
Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies