29.08.23
Эксклюзив
Поделиться

«Умные светофоры»: как интеллектуальная система помогает бороться с пробками на пензенских дорогах

29.08.23
Поделиться
Многие водители заметили, что на ряде улиц в Пензе на светофорах исчезли таймеры обратного отсчета. Это связано с внедрением на дорогах «умных» светофоров, в которых установлены детекторы транспорта, определяющие количество находящихся на перекрестке машин. В зависимости от этого регулируются фазы работы «зеленого» и «красного» сигналов.

Что такое интеллектуальная транспортная система (ИТС) и какие еще новшества намерены внедрить в Пензе и ближайших населенных пунктах, ИА «Пенза-Пресс» рассказал директор государственного бюджетного учреждения «Безопасный регион» Алексей Тархов.

– Расскажите, что такое интеллектуальная транспортная система?

– Интеллектуальные транспортные системы реализуются в регионах России в рамках долгосрочного федерального национального проекта «Безопасные качественные дороги». Они представляют собой систему автоматизированного управления дорожным движением. Результатом должно стать повышение безопасности на дорогах и увеличение скорости движения транспорта.

Пензенская область, точнее, Пензенская городская агломерация (Пенза, Заречный, Засечное, Бессоновка) реализует проект ИТС с 2022 года. Условием вступления в него была разработка регионального проекта и эскиза с поэтапной реализацией интеллектуальных объектов до 2024 года. Сейчас ее пролонгировали до 2025 года. В соответствии с поручением главы Пензенского региона Олега Мельниченко мы соблюдаем сроки и даже двигаемся опережающими темпами.

Проект ИТС представляет собой пять уровней зрелости, которые нужно реализовать. На старте все субъекты находятся на нулевом уровне.





Почему исчезли таймеры

– Что Пензенская область должна сделать на нулевом уровне?

– Для достижения первого уровня необходимо не менее 25% светофоров перевести в адаптив. В адаптивных светофорах установлены детекторы, которые определяют количество скопившегося на перекрестке транспорта, и в зависимости от этого регулируется фаза «зеленого» и «красного» сигналов. Чем выше очередность, тем длиннее фаза работы светофора.

В прошлом году, в начале старта проекта, в Пензе мы оборудовали 22 светофорных объекта средствами адаптивного управления и мониторинга параметров транспортных потоков по улицам Калинина, Пушкина, Кирова и Суворова (последние два – частично).

В этом году в рамках проекта будут сделаны 34 объекта по улицам Терновского, Баумана, Бакунина, Чехова, Окружная. Должны довести до конца улицы Кирова и Суворова. Дополнительно пять за свой счет сделала администрация города Пензы. Кроме того, реализация проекта началась в Заречном – там два светофорных объекта сделали интеллектуальными.



– Для водителей что-то ощутимо изменилось с введением адаптивных светофоров?

– На адаптивных светофорах нет обратного отсчета. Это связано с тем, что перестройка работы циклов зависит от величины потока транспорта. Из-за этого можно столкнуться с тем, что, например, после 15 секунд «зеленого» сразу возникнет ноль. Чтобы не допускать такого и не вводить автолюбителей в заблуждение, решили отключить обратный отсчет. Но чтобы все успели завершить маневр, удлинили фазу мигания зеленого сигнала перед переходом на «желтый». Далее планируем сделать паузу между «желтым» и «зеленым», чтобы на перекрестках не происходили аварии из-за тех, кто торопится проскочить.

Самыми первыми мы ввели адаптивные светофоры на пересечении улиц Калинина и Окружная в Пензе. 28 километров в час была средняя скорость потока в мае, сейчас она возросла до 38. Думаю, все водители оценили это.

– Адаптивными станут все светофоры в Пензе?

– По проекту у нас должна быть треть объектов в адаптиве. Всего в областном центре – 220 светофоров. Задача – со временем их все сделать интеллектуальными. Мы выступили с инициативой внесения изменений в региональное законодательство о перераспределении полномочий между участниками агломерации по передаче прав управления светофорными объектами ГБУ «Безопасный регион». Кроме того, подготовлен проект постановления правительства Пензенской области о согласовании с нашим учреждением установки средств фиксации и интеллектуально-транспортного оборудования при реконструкции дорог.



Чтобы автобусы поехали быстрее

– В рамках ИТС планируется ли работа по ускорению движения общественного транспорта на дорогах?

– Да, одно из направлений – приоритизация дорожного движения. У общественного транспорта должно быть преимущество перед личным. Пассажирский транспорт не должен стоять на перекрестках. Светофоры с помощью интеллектуальных датчиков будут видеть приближающийся к перекрестку общественный транспорт и перестраивать работу, чтобы тот не стоял в пробках.

Сейчас, например, троллейбус из Арбеково до аэропорта идет почти полтора часа. С учетом нововведений он сможет преодолевать этот путь за один час 20 минут. Десять минут экономии в день, а за рабочую неделю – уже 50 минут.

Задача – чтобы людям было удобнее пользоваться общественным транспортом, а не личным, чтобы не перегружать такие проблемные места, как, например, центр Пензы, где расширить дороги практически невозможно.

В соответствии с поручением губернатора Олега Мельниченко внедрение ИТС запланировано параллельно с проведением реформы Пензенской городской агломерации. Региональный организатор перевозок приобретает новые троллейбусы, но качественные изменения будут не столь заметны, если эти машины будут медленно двигаться и простаивать в пробках. Поэтому работа ведется в комплексе.



– На эскизе реализации проекта интеллектуальной транспортной системы отмечено создание выделенных полос для общественного транспорта. Расскажите об этом подробнее.

– Действительно, планируются выделенные полосы для общественного транспорта на проспектах Строителей и Победы, в Терновке, частично – на ул. Луначарского – там, где не менее трех полос для движения транспорта.

Совместно с муниципалитетом мы прорабатываем этот вопрос. На всех выделенных полосах будут размещаться комплексы автофиксации нарушений Правил дорожного движения, чтобы личный транспорт не заезжал туда.

Далее, как я уже говорил, нужно заниматься центром Пензы, являющимся проблемным местом. Есть схема комплексного развития транспортной инфраструктуры, разработанная экспертами, там предлагаются варианты по изменению схемы дорожного движения. Например, улицы Володарского и Кирова для личного транспорта могут сделать односторонними, но общественный транспорт сможет передвигаться по ним, как и прежде, в обоих направлениях. Мы это подкрепляем возможностями ИТС, добавляя интеллектуальное оборудование в светофорные объекты.

Плюс обсуждается существенное расширение системы платных парковок в центре города и других крупных микрорайонах.

Все это в комплексе даст возможность человеку не использовать в повседневной жизни автомобиль, а добираться на работу на общественном транспорте в комфортных условиях и максимально быстро.



ЦОДД

– Как идет сбор данных для расчета управления движением?

– Пензенская область в рамках Интеллектуальной транспортной системы самостоятельно разрабатывает программно-аппаратную инфраструктуру, которая позволит организовать обмен данными между ГБУ «Безопасный регион» и другими региональными службами, занимающимися обслуживанием дорог, транспорта, населения. Планируется, что 22 подсистемы будут включены в единый интерфейс. В этой связи нашим учреждением был создан Центр организации дорожного движения (ЦОДД).

Силами пензенских IT-специалистов ведется разработка интеграционной платформы управления дорожным движением на территории агломерации. Это многослойная структура, которая позволяет видеть фазы работы светофоров, движения общественного транспорта в режиме онлайн, аварийность. Кроме этого, операторы центра имеют доступ к камерам, чтобы оценивать ситуацию на дорогах. В перспективе специалист сможет оперативно реагировать на коммунальные аварии, дорожно-транспортные происшествия, вызывая на место соответствующие службы.

Полноценно ЦОДД заработает с нового года, когда нам официально перейдут полномочия по управлению светофорными объектами в Пензенской агломерации. Сейчас за это отвечают муниципалитеты.





– Какие еще новшества в реализации ИТС в Пензе ожидаются?

– В следующем году мы намерены разместить на ряде объектов информационные табло с метеодатчиками. Они будут сообщать участникам дорожного движения среднюю скорость движения, метеоусловия – предупреждать о гололедах и прочих неблагоприятных условиях. Такие табло могут появиться на новом путепроводе на ул. 40 лет Октября, на мосту им. генерал-полковника Валерия Капашина, на ул. Гагарина.

Мы постоянно встречаемся с экспертами, устраиваем мозговые штурмы. Море мыслей и идей о том, как улучшить дорожную ситуацию. Конечно, что-то упирается в финансирование. Но именно в реализации ИТС нам помогает федеральный бюджет. В прошлом году мы получили около 117,5 млн рублей, в этом – 71,4 млн рублей.

Подробнее о работе камер фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения можно узнать в нашем большом интервью здесь.

Елена Юсупова

Читайте также из рубрики Эксклюзив:
Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies