20.01.23
Эксклюзив
Поделиться

Судьба шофера: как пензенец служил за границей во времена «холодной войны»

20.01.23
Поделиться
Ветеран труда Анатолий Ивашков ребенком пережил войну. Закончил всего пять классов школы, работая с восьми лет. Был моряком на Черноморском флоте, поднимал целину. В период обострения «холодной войны» уехал в загранкомандировки – в Польшу, Чехословакию и страны Юго-Восточной Азии. Корреспонденты «Пенза-Пресс» побывали в гостях у ветерана и записали его воспоминания.

Изменил в паспорте год рождения, чтобы взяли кочегаром

Детство Анатолия Ивашкова пришлось на военное время, когда и учиться-то было некогда.

«Два урока пройдет в школе, и нас уже зовут в поле – мы собирали колоски, ромашку, черемуху, все это шло на фронт», – говорит Анатолий Дмитриевич.



В конце войны был страшный голод, который заставлял как угодно добывать себе пропитание: мальчишки обходили пути и собирали выброшенные из поездов пакеты с едой.

Первая запись в трудовой книжке появилась у парня родом из Чаадаевки Пензенской области уже в 16 лет. Он стал кочегаром на паровозе. И так хотел работать, что для этого ему пришлось даже «потерять» свои метрики о рождении, чтобы стать старше на год – вместо 1936 года в его паспорте написали 1935-й.



Затем была служба в армии, а вернувшись домой, молодой человек решил идти в моряки. В то время его старший брат служил на Тихоокеанском флоте и уговорил Анатолия поступить так же.

«Я в военкомате заявил – только в современный флот хочу. Это атомные подводные субмарины, которые начали только выпускать. Но я не попал туда по той причине, что завод запаздывал с их выпуском, и нас назначили на надводные», – заметил ветеран.



В Кронштадте Анатолий выучился в военно-морской школе на машиниста-турбиниста. Он отлично разбирался в механике, и этот навык ему в жизни потом очень пригодился. После распределения отправился служить на Черноморский флот на эскадренный миноносец «Бойкий», в Севастополь. Через четыре года демобилизовался и вернулся в Чаадаевку.





Но на малой родине трудолюбивому пареньку не сиделось – он решил искать себе новую цель. Да и постоянный голод вынуждал заботиться о заработке – тогда, в 1953 году, даже хлеб был дефицитом, и его давали лишь по спискам и карточкам, признается наш собеседник.

Покорял целину на «летучке» в Казахстане

По примеру среднего брата Анатолий отправился на шахты в Углеуральск, но долго там не задержался. Вместе братья взяли курс на целину, вот где работы – непочатый край!

Тут, кстати, пригодились и навыки шофера, которые бывший моряк успел приобрести в Пензе на автокурсах.

Уборочная страда приезжих впечатлила – 1500 машин в одном совхозе! Территория огромная: самая дальняя бригада от совхоза находится на расстоянии 80 км. Вот такие широкие степи в Казахстане.

Тем временем к парням пригляделись в отделе кадров, и наш герой пошел на повышение. Анатолий стал работать на специализированной машине ГАЗ-51, называя ее «летучкой», в ее кузове он оборудовал удобную передвижную мастерскую для ремонта тракторов. Говорит, даже порой ночевал в ней.



«И я стал хорошо зарабатывать, выходило 60 рублей в день. Это много по тем временам», – признается он.

Ветеран вспоминает, как однажды к нему в гости приехал отец, инвалид войны второй группы.

«Я смотрю на него – вся одежда у него потрепана, в дырах. Мне стало так за него обидно, что мы тут же пошли в магазин. Пришли, и я говорю продавцам: «Вот на него полностью – майку, рубашку, костюм, туфли. Все полностью снять и заново одеть». Отец пробыл у нас месяц, и потом я его проводил домой», – вспоминает Анатолий Дмитриевич.



После этого пензенец еще всю зиму трудился в Гурьеве на рейсовой машине и на выгрузке зерна, а весной вернулся в Пензу. Тут его ждала невеста Валентина. Он познакомился с девушкой, когда учился в автошколе. Сыграли свадьбу.

Подоспела и новая должность – в пензенском таксопарке.

Польша, Чехословакия и Вьетнам: пензенец – личный шофер для советских генералов

Тут ценного работника не могли не заметить. Причем на самом высоком уровне. Однажды, как рассказывает Анатолий Ивашков, возле его гаража оказался незнакомец. Гражданин неожиданно предложил ему стать личным водителем Зубкова Бориса Федоровича, первого секретаря Пензенского обкома КПСС. Подумав, шофер согласился.

«Он серьезный товарищ, но мне нравился. Я хорошо знал его семью – отца, мать, жену и сына. Мы с ним сработались неплохо», – отмечает Анатолий Дмитриевич.



А в 1968 году в судьбе ветерана произошли серьезные перемены – впервые случилась командировка за границу, в Польшу. Служить его направили в штаб четвертой воздушно-бомбардировочной армии, пензенский шофер возил весь прибывающий в командировку генералитет. В списке том – И.Г. Павловский, А.Н. Комаровский, Н.В. Еремин, С.Г. Горшков и другие высокие чины из Москвы.

Так продолжалось, пока 21 августа 1968 года в Чехословакии не начались события, названные историками как «Пражская весна». Подстрекаемая Западом, страна взяла курс на проведение либеральных реформ, с чем правительство СССР не могло согласиться. Однако достичь взаимопонимания дипломатическим путем не вышло, и руководство Советского Союза дало команду на операцию «Дунай», что привело к вводу в ЧССР ограниченного контингента войск пяти социалистических государств: СССР, Польши, ГДР, Болгарии и Венгрии.

«Когда американцы подвели свои войска к Чехословакии, нас даже гражданских переодели в военную форму. Обстановка стояла очень приближенная к военным действиям. Войска пяти государств наших и их войска стояли. Нас трясло – вот-вот начнется, но, слава Богу, военных действий не случилось… Это были времена обострения «холодной войны», – говорит о прошлом ветеран.

Через три месяца наши войска начали выводить из Чехословакии, и Анатолий Ивашков с остальными вернулись в Польшу, где проживали. Там шофер пробыл до 1970 года. Приходилось возить начальство по Юго-Восточной Азии – в Лаос, Камбоджу, Вьетнам.

Кстати, во Вьетнаме Ивашков побывал два раза. Второй – был командирован по линии МИД СССР, в город Хайфон.



«Здесь мы уже жили как гражданские, однако за порог консульства не рекомендовалось выходить минимум без двоих сопровождающих», – замечает он, объясняя это предосторожностью от шпионских спецслужб.

В этот раз Анатолий отправился в путь вместе с женой. Запомнились им большие вьетнамские базары, на которых можно было встретить всякую диковинную снедь, однако, по его наблюдениям, люди жили очень бедно. Впечатлили командировочного страшные тайфуны, после которых улицы стояли все затопленные, будто по ним текли реки. А бывалые вьетнамцы в своих конических шляпах и на велосипедах умудрялись по ним передвигаться. Так без отпуска пролетело 3,5 года.

10 лет в пензенском таксопарке: Анатолий Ивашков стал почетным автотранспортником РФ

Наконец Ивашков вернулся на родину, в Пензу. Но тут его ожидал неприятный сюрприз – назад в таксопарк его почему-то не брали. Измученный поиском работы и огорченный такой несправедливостью, Анатолий Дмитриевич сел в поезд и поехал в МИД в Москву.

«Думаю, к министру зайду и спрошу напрямую, я вообще такой решительный. Где это видано, чтобы командировочному отказывали вернуться на свое место работы?» – недоумевает наш труженик.

Столичная встреча с замминистра прошла удачно – его выслушали и обнадежили, что по возвращении в Пензу все будет решено. Так и вышло. Дня через два водителю позвонили с пензенского таксопарка. Так начались для него 80-е годы, и в трудах пролетели незаметно 10 лет.

За это время Анатолий Ивашков смог доказать, говорит он, что его предприятие – лучшее. По его словам, за все это время на самом большом автопредприятии Пензенской области не было ни одного убитого и раненого, ни одного задержанного водителя в алкогольном опьянении. Его заслуги отметили также и на федеральном уровне – в конкурсе по безопасности дорожного движения Ивашков занял первое место по России и получил звание почетного автотранспортника РФ.



Своей судьбой, где было без малого 70 лет трудового стажа, Анатолий Дмитриевич Ивашков, несмотря на все трудности и лишения, доволен. Он гордится, что ему удалось быть нужным для своей страны в трудные для нее времена.

PS. Редакция «Пенза-Пресс» благодарит Анатория Дмитриевича Ивашкова за предоставленные материалы из своей биографии и желает ветерану труда долгих лет жизни и крепкого здоровья.

Надежда Журлова



Читайте также из рубрики Эксклюзив:
Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies