20.02.24
30 лет «Экспрессу»
Поделиться

Режиссер монтажа на телеканале «Россия» Игорь Чеканов: «Я по-прежнему считаю себя экспрессовцем»

20.02.24
Поделиться
Начальник смены режиссеров монтажа телеканала «Россия», экс-режиссер монтажа телеканала (с 1998 по 2008 годы) Игорь Чеканов рассказал о своем карьерном пути и о том, какую роль «Экспресс», который в этом году отпраздновал 30-летие, сыграл в его судьбе.

«На «Экспресс» в 1998 году меня привел друг, который там работал некоторое время, это вышло чисто случайно.

Он спросил меня, умею ли я обращаться с компьютером. Я ответил, что, в принципе, да, к тому же быстро обучаюсь. Он повел меня к начальству, велев сказать, что я умею монтировать, и пообещав меня всему по ходу работы научить. В итоге он буквально за 15 минут показал мне, как и что делается, и говорит: «Давай, монтируй».

Я смонтировал сюжет, не помню, сколько времени на него ушло. И этот материал тут же пошел в эфир. Для меня это был шок. То есть как так? Пришел, потыкал, что-то нахимичил, и это сразу пошло в эфир? Так и началось мое освоение телевизионного мастерства, скажем так. Это был 1998 год, апрель.

Через месяц после начала работы на «Экспрессе» у меня родился сын. В тот день я пришел на работу и увидел Марию Ситтель, она была ведущей. И радостный такой говорю: «Машка, у меня родился сын!». И от избытка чувств ее обнял. А я для нее незнакомый человек. Она немного растерялась, но приобняла меня в ответ, похлопала по спине и поздравила. Так и случилась моя первая встреча с Марией Ситтель. Потом мы с ней уже долго и плодотворно сотрудничали.

Еще хотелось бы вспомнить Ольгу Кукарцеву, к сожалению, ныне покойную, которая писала подводки для ведущих программы «Раньше некуда». Меня тогда со службы новостей перевели на эту утреннюю передачу, и мне приходилось приезжать к семи утра, чтобы записывать ведущих Татьяну Карпекину и Андрея Аббасова. Я записывал, они шли работать в театр, а я уезжал на какое-то время и потом приезжал второй раз уже ближе к вечеру, чтобы непосредственно смонтировать саму передачу, сюжеты вместе с подводками и записать это дело на кассету.

За время работы режиссером монтажа на «Экспрессе» я участвовал в создании проекта «Губернии 200 лет» с Павлом Прохоренковым. Я пытался креативить, как мог, использовал тогда компьютерную графику, ну, как умел. Мне кажется, хороший проект получился.

Потом с Александром Жеребцовым участвовали в создании программы «Дело номер». Это криминальная программа о самых громких делах на тот момент в Пензенской области, о преступлениях, о преступниках, о том, как их ловили. Тоже творили и изобретали, иногда и сами снимались. Потом снимали юмористическую рубрику «Чиз», где разыгрывались анекдоты, а я монтировал. Тоже пытался, как мог, креативить. Сейчас вспоминаю, какими средствами все это делалось, смешно становится. И еще с гордостью могу сказать, я был одним из разработчиков прямого эфира, телевизионной службы новостей вообще, в Пензе. Потому что на тот момент все сюжеты выдавались в записи. Руководство поставило нам задачу — выходить в прямом эфире.

Был такой даже случай. Шесть часов, у нас вот-вот должны начаться новости. У меня кассета стоит на паузе (сюжеты тогда выпускались с них). Ведущей в студии у меня нет. Я сижу на нервах, не знаю, что делать: у меня ведущая не пришла, а до эфира минута. И спросить не у кого, и пост покинуть я не могу. Наступает шесть часов, я запускаю заставку, которая длится буквально 20-25 секунд, и в студию вбегает Ольга Виноградова. Хватает петличку, убирает ее из кадра, и я тут же ее вывожу в кадр. Она запыхавшимся голосом говорит: «Здравствуйте! В студии Ольга Виноградова, а сейчас коротко о главном». И я запускаю анонс новостей. Пока он идет, она цепляет микрофон как надо и, как ни в чем не бывало, ведет выпуск новостей.

В должности режиссера монтажа на «Экспрессе» я проработал до 2002 года. Потом соблазнился на предложение стать ассистентом режиссера на ВГТРК «Пенза», но, проработав там год, понял, что это не мое. В то время Ольга Виноградова была в руководстве «Экспресса», она позвала меня обратно, уже в качестве главного режиссера. Я с радостью согласился, вернулся, как в родную семью. Меня пригласили поучаствовать в разработке прямого включения с губернатором Пензенской области Бочкаревым Василием Кузьмичом.

На тот момент в Пензенской области ни у каких телеканалов не было такой технической возможности. Это была очень большая ответственность, но наша команда с этим справилась, и прямое включение прошло без сучка и задоринки.

В 2005 году в Пензу приезжал Путин Владимир Владимирович, и тогда все было организовано тоже под моим руководством. Сначала мы думали, что это трансляция только для журналистов. Мы поставили три камеры, я был за пультом, наладил связь с операторами, говорил, какая камера в кадре и так далее. И потом, когда мы все наладили, неожиданно подъезжает ПТВС [установка для формирования полного телевизионного сигнала — прим. ред.] и подключается для трансляции на всю Россию. Это был шок, но мы смогли все сделать идеально.

В 2019 году я подумал, что надо перебираться в столицу, и позвонил своему другу, который на тот момент уже лет 15 в Москве работал на ВГТРК, с вопросом, не нужны ли им монтажеры. Мне сказали приезжать хоть завтра.

Я был в шоке, потому что я не готов был так сразу, хотел просто разведать почву. Договорились все-таки на понедельник. Я приехал, прямо с вокзала с чемоданом пришел на канал, где меня встретил Евгений Кузьменко, мой старинный друг, с которым мы работали на «Экспрессе». Он провел небольшую экскурсию. Потом буквально день-два стажировки, и меня поставили в смену режиссером монтажа. Теперь с лета 2019 года на ВГТРК я монтирую сюжеты для новостей, которые каждый час обновляются. Моя смена идет с 4 до 11 утра. Потом пересменка, до 18 часов идет вторая, следом третья, вечерняя, до ночи. Вот так идет производство круглосуточного эфира на федеральном телевидении.

Сегодня хочется обратиться к дорогим коллегам и зрителям телеканала «Экспресс». Поздравляю с 30-летием! Хочется, чтобы наш телеканал, а я по-прежнему считаю себя экспрессовцем до глубины души!».


Читайте также из рубрики 30 лет «Экспрессу»:
Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies